понедельник, 31 марта 2014 г.

Аналитическая записка за последние 3 года (2010-2014 г.г.)

Аналитическая записка участника конкурса за последние 3 года
Целью моей педагогической деятельности является активизация познавательной деятельности младших школьников посредством интерактивных методов обучения.

Для  реализации  этой  цели  ставлю перед собой  следующие  задачи:
 - стимулировать мотивацию и интерес младших школьников в области изучаемых предметов и в общеобразовательном плане;
 -  повышать уровень активности и самостоятельности обучающихся;
 - развивать навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;
- саморазвитие и развитие благодаря активизации мыслительной деятельности и диалогическому  взаимодействию с учителем и другим участникам образовательного процесса.
Новые требования к современному образованию, изложенные в  президентской инициативе «Наша новая школа»,  предполагают развитие и воспитание личности, обладающей такими важнейшими качествами как инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения. Приоритетный национальный проект «Образование» ориентирует учителя на подготовку ребенка к быстроменяющимся условиям современной жизни. Именно начальная ступень школьного образования должна обеспечить познавательную мотивацию  и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству, совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
На основании вышеизложенного возникла необходимость решения важной для меня педагогической проблемывыбор способа организации познавательной деятельности, при которой все учащиеся активно вовлекаются в процесс познания; взаимодействуют друг с другом; между ними, в ходе многосторонних коммуникаций, происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности, что существенно влияет на эффективность восприятия материала и формирование личностных качеств субъектов обучения. Таким образом, актуальность данной проблемы обусловлена следующими факторами:
- новыми требованиями к современному образованию;
-психолого-педагогическими особенностями обучающихся, с которыми я непосредственно работаю.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, пришла к выводу, что к числу инновационных, способствующих активизации познавательной деятельности обучающихся, самостоятельному осмыслению учебного материала относятся интерактивные методы обучения.  Использование интерактивных методов обучения предполагает не вооружение обучающихся готовыми знаниями, а  самостоятельное приобретение их в процессе совместной деятельности.
Использование интерактивных методов обучения позволяет осуществлять деятельностный подход в личностно-ориентированном обучении.
Использую  интерактивные  методы для обучения младших школьников уже с первого класса. Это помогает мне сделать процесс обучения более осмысленным,  эмоционально положительно окрашенным, и как следствие – более эффективным.
Новизна данного опыта заключается в адаптации существующих методов интерактивного обучения к  применению их в работе с детьми младшего школьного возраста.   В своей педагогической практике использую следующие интерактивные методы обучения: проблемно - диалогическое обучение, игра, работа в парах и группах, метод проекта. Использование интерактивных методов обучения в моей педагогической практике тесно связано с применением интерактивных средств обучения (мультимедийные образовательные программы, компьютер), обеспечивающих более высокое качество организации образовательного процесса. Для разработки мультимедийных уроков, создания презентаций также использую программы Power Point, Tux Paint, LearningApps.org. Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность материала, повышает его усвоение, так как задействованы все каналы восприятия (зрительный, слуховой, эмоциональный).
О результативности внедрения в практику моей педагогической идеи свидетельствует обобщение и представление педагогической общественности опыта работы по использованию интерактивных методов обучения в начальной школе:
- городской Фестиваль уроков с применением  ИКТ 2012г. победитель в номинации «Будущее за  нами», приказ №164 от 23.04.2012 г.;
 - городской Фестиваль уроков с применением ИКТ  2013г., победитель в номинации «Открытие года»,   приказ №157 от 29.05.2013 г.;
- выступление на городском методическом семинаре «Педагогический лабиринт» и «Открытая дискуссия» по теме: «Программа работы классного руководителя с коллективом класса»  «Счастливы Вместе» (в рамках проведения муниципального этапа конкурса «Самый классный классный 2013», диплом 1 степени от 2013 г.);
- классный час «Быть здоровым-модно» (в рамках участия в VIII Республиканском конкурсе на лучшего классного руководителя «Самый классный классный   2013», свидетельство участника, приказ от 17.04.2013 г.);
- публикация «Классный час – проект «Давайте жить дружно!» на образовательном сайте Фосса. РФ (свидетельство о публикации СП № 164-2849 от 30.07.2011г. http://fossa.net.ru/load/28-1-0-1301);
- участие в сетевом конкурсе «Личный сайт-помощник педагога» на сайте «Электронные образовательные ресурсы, http://eor-np.ru/» (сертификат участника, декабрь 2012 г.)
- являюсь координатором Всероссийских сетевых проектов «По дорогам добрых сказок», «Чудеса, да и только!» (сертификаты координатора проекта от сетевого учебного портала Nachalka.com, http://www.nachalka.com/ , октябрь 2013, ноябрь 2012 г.)
- республиканский открытый урок с применением ИКТ  в рамках проведения семинара на тему: «Организация групповой работы в условиях формирования ФГОС»
- представление собственного опыта на  школьном методическом объединении учителей начальных классов по данной теме.
- мной создана копилка мультимедийных уроков и презентаций, которые я использую на своих уроках и выкладываю в раздел «Иду на урок» в персональном блоге «Добро пожаловать» (http://portfoliogost.blogspot.ru/2013/08/blog-post_19.html).Провожу открытые уроки для коллег с применением информационных технологий в нашем образовательном учреждении.
Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние 3 года
Об эффективности внедрения в практику моей педагогической идеи свидетельствуют следующие показатели: высокий уровень обученности учащихся (от 68 % до 78% при 100% абсолютной успеваемости), призовые места в конкурсах, олимпиадах.
Динамика уровня обученности учащихся за последние три года.
Год
I четверть
II четверть
III четверть
IVчетверть
Год

успев.
качеств.
успев.
качеств.
успев.
качеств.
успев.
качеств.
успев.
качеств.
2010/11
безотметочное обучение
2011/12
100%
73%
100%
73%
100%
70%
100%
68%
100%
75%
2012/13
100%
80%
100%
78%
100%
80%
100%
78%
100%
78%
Как  видим  из  таблицы,  результаты  качества  обученности в целом имеют  тенденцию  к  повышению.  Если  взять отдельно по  предметам,  то  увидим  следующую  картину: на  уроках  русского  языка  для  сохранения  и  развития  познавательной  активности  отбираю  и  пробую  в  своей  работе методы,  которые  активизируют  эту  деятельность:  игровые  моменты,  ввод  интеграции,  работа  в   микрогруппах,  парах. Считаю, что  именно  включение  интерактивных  упражнений  помогли  мне  достичь  положительной  динамики  в  обучении  детей  по  этому  предмету 
Русский язык (в %)

Входная диаг.
Промеж. диаг.
Годов. диаг.
Вывод
2 класс
45,4
47,0
48,7
динамика
положительная
3 класс
48,2
48,3
53,1
Позитивные результаты внеурочной деятельности
Мощным  механизмом  для  повышения  качества образования  учащихся  является  внеклассная  работа  по  предметам,  которая,  прежде  всего,  организовывается  мною   в  рамках  кружков  «Уроки речевого творчества», «Юный математик», «Умникам и умницам». 
В  последние  годы  к  внеклассной  работе  по  русскому  языку  и  математике    органично  присоединились  и  Международные  конкурсы  «Русский  медвежонок»    «Кенгуру», «Инфознайка», «КИТ», «Золотое руно».
Сроки
мероприятия
фамилии  уч-ся
результат
Школьный уровень
2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014
Х школьная научно-практическая конференция «Наука. Творчество. Развитие»   
Петрова Анна
Токмакова Ольга
Диплом за 1 место
ХI школьная научно-практическая конференция «Наука. Творчество. Развитие»
Токмакова Оля
Таланцева Дарья
Диплом за 2 место
ХII школьная научно-практическая конференция «Наука. Творчество. Развитие»
Петрова Анна
Диплом за 1 место
ХIII школьная научно-практическая конференция «Наука. Творчество. Развитие»
Петрова Анна
Диплом за 1 место
2011-2012
Международный конкурс «КИТ»
Шайкина София
Сертификат  ,2 место по школе
Муниципальный уровень
2009-2010гг.




2013,2014
- Конкурс рисунков в рамках проведения праздничного концерта «Живет его музыка», посвященный 95-летию В.А.Ходяшева
Таланцева Д., Токмакова О., Шайкина С., Тюбек В., Григорьев В.
Дипломы за 1,2,3место
- Участие в городском  смотре – конкурсе  «Парад малышей»
(Центр творчества г. Новочебоксарск)
Команда из 17 человек
Свидетельство участия
Республиканский уровень
2011-2012гг.
Большая Республиканская олимпиада школьников «Радиус» (секция «Незнайка-эрудит») НИИ педагогики и психологии
10 человек
Свидетельства участников

- Конкурс рисунков «Мой друг-светофор» («Росгосстрах»)
10 человек
Свидетельство участников
2013-2014
- Республиканский конкурс «Академия безопасности» «Механик»
Команда из 6 человек
Диплом за 1 место
2013-2014
XVII Региональная научно-практическая конференция «Наука. Творчество. Развитие»
Петрова Анна
Диплом победителя в номинации «История города-моя история»
Всероссийский уровень
2012-2013
Всероссийская дистанционная  олимпиада по окружающему миру - (Дистанционный Образовательный портал «Продленка», http://www.prodlenka.org/)  
Петрова А.
Диплом за 2 место
2012-2013
Всероссийская  дистанционная олимпиада «Что нас окружает для 1-4 классов  Григорьев В., 3 место (Дистанционный Образовательный портал «Продленка», http://www.prodlenka.org/)
Григорьев В.
Диплом за 3 место
2012-2013
II Всероссийский дистанционный марафон «Веселая математика» 2 место Милютин И. (Центр интеллектуальных и творческих состязаний "Уникум" http://www.unikru.ru/  , Красноярский край)
Милютинг И.
Диплом за 2 место
2012-2013
Всероссийская дистанционная викторина «История Зимних Олимпийских Игр» (Центр интеллектуальных и творческих состязаний "Уникум" http://www.unikru.ru/  , Красноярский край)
Полунина А.
Свидетельство участника
2012-2013
Всероссийская дистанционная универсальная игра-конкурс "Винни-Пух в стране знаний", Петрова А. 3 место  (Центр интеллектуальных и творческих состязаний "Уникум" http://www.unikru.ru/  , Красноярский край)
Петрова А.
Диплом за 3 место
2012-2013
III Всероссийский дистанционный конкурс  «Математика в гостях у сказки» (Центр интеллектуальных и творческих состязаний "Уникум" http://www.unikru.ru/   Красноярский край) 
Григорьева Ю.
Милютин И.
Диплом за 1, 3 место
2012-2013
Всероссийская дистанционная  олимпиада по математике  (Дистанционный Образовательный портал «Продленка», http://www.prodlenka.org/)
Петрова А.
Диплом за 2 место
2011,2012,2013,
Участие во всероссийских сетевых проектах на сетевом учебном портале Началка , http://www.nachalka.com/
Команды
Сертификаты участия
Международный уровень
Ежегодное участие
- «Кенгуру» (Токмакова О. 4 место по школе), Милютин И., Степанова В., Шубин Роман, Полунина А., Петрова А.
- «Золотое руно» (Шайкина С., Токмакова О., Шубин Р.)
 - «КИТ» (Шайкина С. 2 место по школе),
 - «Русский медвежонок» (Шубин Р., Милютин И., Андреева Ю., Шайкина А., Петрова А., Полунина А., Мартынов С.) 


2012-2013
-  II Международный конкурс «Заморочки русского языка» (Центр СНЕЙЛ,  http://nic-snail.ru/)  
Петрова А., Филиппов Д.
Сертификаты участия
2011-2012
- II Детский международный литературный конкурс «Сказка в Новогоднюю ночь»,. (СВУ Pedsovet.su http://pedsovet.su/publ/40-1-0-2633)
Кудряшова А., Петрова А
Сертификаты участия
2011-2012
- Проект Международного литературного фестиваля педагогических работников и учащихся "Серебряный луч" (СВУ Pedsovet.su http://pedsovet.su/publ/40-1-0-2633)
Тюбек В.
Свидетельство участия
2011-2012
- Международный конкурс «Новогодняя открытка Юшков М., Андреева Ю. (портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/)
Юшков М., Андреева Ю.
Свидетельство участия
Из  данной  таблицы  видно,  что  ежегодно  мои  воспитанники  занимают  призовые  места на различных уровнях. Это  указывает  на  сложившуюся  систему  работы  со  способными  детьми через  урочную  и  внеурочную  формы,  которая  даёт  хорошие  результаты.  Эти  учащиеся  посещают  факультативы, участвуют  во  внеклассных  мероприятиях  по  предметам. Из  таблицы  также  видно, что  дети  моего  класса  занимают  призовые  места  не  только  во  внеклассной  работе,  по  предмету,  они – активные  участники  Всероссийских сетевых проектов «По дорогам добрых сказок», «Чудеса, да и только!», «Путешествие с Ленинградским почтальоном» от сетевого учебного портала Nachalka.com (http://www.nachalka.com/).
Позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя
Большую  работу  я  провожу  в  классе  как  классный  руководитель. Для  развития  интеллекта учащихся и привития им эстетического вкуса   всем  классом часто   бываем  в  театрах  города  Новочебоксарск и Чебоксары. Традиционными  стали  праздники: «Ах, эта Масленица!», «День  матери», «День именинника», «Кросс Нации», «Лыжня России», «Минута Славы», «Мисс Весна». Родители – это  моя опора  во  всех  начинаниях. Они  не  только  принимают  участие  в  самих  мероприятиях,  но  с  удовольствием  помогают  готовить  их. Я  с  гордостью  могу  сказать,  что  к  концу  четвёртого  класса  складывается  «большая  семья»,  где  родители  и  дети – единомышленники,  живущие  общими  интересами,  помогая  друг  другу. Класс  ежегодно  принимает  участие  в  социально  значимых  акциях: «Поздравление  воинов – ветеранов», «Поздравление  пожилых  людей», «Благотворительная  помощь  детям – инвалидам».
   Все  дети  моего  класса  занимаются  в  кружках  и  секциях.  Начиная  с  первого  класса,  постепенно  дети  начинают  заниматься  в 2-3  объединениях,  настолько  широкими  становятся  их  интересы.
Учреждение дополнительного образования детей
Количество человек, занятых дополнительным образованием
1  класс 2010-2011гг.
2  класс 2011-2012гг.
3 класс 2012-2013гг.
Музык.  школа
2
3
3
Танцевальный кружок
13
15
17
Спортивные секции
10
16
20
Бассейн «Дельфин»
-
15
17
Посещение  учреждений  дополнительного  образования  даёт  право  сделать  вывод,  что  я  как  классный  руководитель  знаю  интересы  каждого  ребёнка,   помогаю  ему правильно  выбрать    занятие  по  душе.
Выводы:
Из вышеизложенного следует, что использование интерактивных методов обучения имеет научную и практическую ценность. Применение этих методов позволяет:
-  реализовать субъект - субъектный подход в организации учебной деятельности;
- формировать активную познавательную и мыслительную деятельность обучающихся;
- усилить мотивацию к изучению предмета;
- создать благоприятную атмосферу на уроке;
- исключить монологическое преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников;
- формировать коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную, информационную  компетенции.
Использование интерактивных методов обучения позволяет  добиться того, что каждый ученик на уроке имеет возможность высказаться, создаются благоприятные условия для диалога, мыслительной деятельности.  Позволяет каждому ученику свободно выбирать, ощущать успех, проводить рефлексию собственной деятельности. Применение интерактивных методов содействует формированию творческой, активной личности, способной адаптироваться в быстроменяющемся  мире. Использование интерактивных  методов в начальной школе позволит учащимся при переходе на вторую ступень образования  наиболее успешно и безболезненно пройти период адаптации и продолжить обучение в последующих звеньях системы образования.